Войти Регистрация

Войти

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Зарегистрироваться

Поля отмеченные (*) обязательны
Ваше имя
Логин
Пароль *
Повторить пароль *
Email *
Повторить email *

Статьи и публикации

Клады Одесской области №3. Бородинский клад. 1 часть

Бородинский или еще известный, как Бессарабский клад был обнаружен чуть более сотни лет назад - в 1912 году. В том же году вскрыли и Сейминский могильник в Поволжье. На первый взгляд – ничего общего, однако в обоих местах были обнаружены похожие металлические предметы. 

СПРАВКА
Во II тысячелетие до н. э. степи и лесостепи Восточной Европы были населены множеством этнических групп, которые строили свою экономику на скотоводстве. Хорошо развивалось молочное хозяйство и производство изделий из шерсти.

У скотоводческих племен стали появляться излишки производства в виде скота и продуктов скотоводства, которые становятся предметом обмена. Среди скотоводческих племен быстро возрастает имущественная иерархия, после чего богатство скапливается у родоплеменной и военной верхушки.

Чуть позже наступает расцвет производства меди и бронзы, после чего возникает потребность в сырье для изготовления бронзовых орудий труда и оружия. На тот момент основным источником добычи меди и бронзы для большинства племен Восточной Европы становятся Урал и Алтай. Потребность в металле создавала контакты между различными племенами, зачастую удаленными на тысячи километров друг от друга.

Состав изделий Бородинского клада вскрыл контакты племен Северо-Западного Причерноморья с населением Восточной Европы и Сибири, а также с древними цивилизациями Крито-Микенской культуры.

Бородинский клад обнаружили при добыче камня в курганообразных насыпях у села Бородино Аккерманского уезда (бывшей Бессарабской губернии). Находку передали одесскому археологу Э. Р. Штерну, который в 1913 году сделал доклад на международном конгрессе историков в Лондоне, после чего клад стал всемирноизвестным. Доклад был опубликован в 34 выпуске Материалов по археологии России.

Клад изучался многими учеными мужами, однако всесторонний анализ был сделан лишь в 1949 году сотрудницей Государственного Исторического музея О. А. Кривцовой - Граковой.
Ввиду большой значимости находки, в 1914 году клад был передан на хранение в Музей изящных искусств. В 1923 г. он переехал в Государственный Исторический музей в обмен на греческие вазы античного времени из коллекции М. П. Боткина.

В клад вошли 17 наименований, из которых одиннадцать сохранились в хорошем состоянии, а остальные шесть лишь в виде фрагментов: два серебряных наконечника копий и обломанная ещё в древности втулка от третьего подобного наконечника; серебряный кинжал; большая булавка; четыре полированных сверленых топора из нефрита; три различных по форме каменных навершия булав. Кроме этого, три фрагмента каменных топоров, две бронзовые пластины, по-видимому, оковки древков и два фрагмента керамики. Теперь подробнее об изделиях из металла. Два наконечника и втулка выполнены из серебра. Самое массивное копье, длиной 34,1 см. весом 519,1 г., также изготовлено из высокопробного серебра 916 пробы. Из этого же серебра сделано и копье, от которого сохранилась лишь втулка. Второе копье было несколько меньших размеров (весом 280,8 г.) сделано из низкопробного серебра 400 пробы (сплав меди и серебра). Спектральный анализ металла показал, что сырье для изготовления находок было взято из Никольского месторождения серебра и Приуралья.

СПРАВКА
Древние наконечники копий насаживались на деревянные древки. Креплением служили два ушка на первом копье, одна петля на втором и два сквозных отверстия на втулке третьего. В них пропускался сыромятный ремень, который ещё надежнее скреплял копья с древками.

Все детали Бородинских копий были отлиты целиком в двусторонних литейных формах. Такая техника литья говорит о высоком уровне древней металлургии. После отливки их дополнительно обработали: удалены литейные швы, поверхность выровняли и отшлифовали. Изначально круглой формы стержень пера был выкован и только потом переделан в четко просматривающееся ребро, придав копьям поразительную грациозность. Лезвия идеально оттянуты и прокованы, заточена лишь верхняя часть копья, у самой вершинки.

И только после этого ювелиры нанесли на поверхность первого копья орнамент круглыми и плоскими чеканками. Каждая втулка дополнительно украшена золотом 750-ой пробы. При чем изначально рисунок наносился на серебряную основу, и только потом на него налагалась тончайшая пластина из золота (признак высокого мастерства ювелиров). Потом рисунок точь-в-точь повторялся на золоте. Золото проникало в ложбинки, оставленные в серебре, и намертво закреплялось на основе. Подобная техника хорошо известна в различных древних культурах Эгейского моря, она, кстати говоря, используется в ювелирном ремесле и по сей день.

Отдельная тема для размышлений узоры на копьях, которые оказались различными. Но об этом мы поговорим в следующей статье.

Наши группыvk facebook tw tube rss google1111 odniklassniki

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Видео

Популярное