Войти Регистрация

Войти

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Зарегистрироваться

Поля отмеченные (*) обязательны
Ваше имя
Логин
Пароль *
Повторить пароль *
Email *
Повторить email *

Статьи и публикации

Клады Одесской области №7. Жевахова гора и свинцовое послание Протагору.

26-го апреля далекого 1902 года, на заседании Императорского общества истории и древностей профессор Эрнст фон Штерн в своем докладе заявил: "Ключ к разгадке тайны античного предшественника Одессы следует искать на Жеваховой горе».

Основанием для подобного заявления стали найденные на Жеваховой горе греческие амфоры V в. до н.э., однако впервые следы греческой культуры были найдены здесь гораздо раньше, еще в начале 19-го века, патриархом одесской археологии И.А. Стемковским. В 1902-ом ученые снесли один из курганов (вернее целый курганный могильник), однако далее работы не двинулась. Этот момент и стал главной отправной точкой разграбления исторического памятника.
Расположившийся неподалеку кирпичный завод "отхватил" от горы больше всех. Постоянная добыча глины сначала уничтожила курганное поле, после чего добыча плавно переместилась охранным столбам, поставленным государством для определения границ исторического памятника. Где же были те, спросите Вы, кто должен был отвечать за целостность памятника? Ведь, существуют органы охраны памятников и культурного наследия... Вы будете удивлены, но именно это ведомство и выдало разрешение на добычу глины. Вот так вот!

Попытки "докопаться" до истины предпринимались в 20-ом веке неоднократно. В 50-тых этим занялась экспедиция М.С. Синицына, а в 1972-ом группа ученых под руководством Э.И. Диаманта, которому повезло больше. Именно его команде ученых удалось обнаружить следы древних жилищ и огромных жертвенных ям (на тот момент исследователи полагали, что в этих ямах сжигался мусор). Однако, одно из строений принесло ученым неожиданную находку. Это было письмо, начертанное на свинцовой пластине. Послание из метрополии было адресовано некоему эллину Протагору (греку, рожденному в Ольвии). Письмо, состоявшее из семи строк, удалось расшифровать. В нем было обещано «добраться» до адресата не смотря ни на что и отомстить за обиды. О том, чем так досадил Протагор автору письма мы можем только догадываться, как, собственно и о том, удалось ли писцу добраться до адресата и отомстить.
Еще одна, наиболее системная и продуманная попытка исследовать Живахову гору, была предпринята в 2006-ом году. В попытках сохранить хотя бы крупицы бесценных древностей, на горе расположилась экспедиция Южноукраинского государственного педагогического университета.

В ходе раскопок было обнаружено двадцать шесть античных комплексов. Обнаруженные в ямах, наполненных золой, керамика, фрагменты свинцовых пластин, и днище чернолаковой посуды с начертанными древнегреческими буквами «O/\Y» подтвердило догадку ученых о том, что это место поклонения. Доказательства тому - строгое расположение каждой такой ямы, ее четкая маркировка и содержимое, которое совсем не похоже на мусор.

В одной из ям был найден визуально схожий на скифский сосуд и перстень, в других - сероглиняные и чернолаковые предметы, ткацкие отвесы и пряслица, керамические грузила для рыбной ловли, два чернолаковых килика, множество фрагментов ножей, стрел и дротиков, а также амфоры и другая дорогая посуда.

При чем многие предметы были преднамеренно "испорчены". Сосудам отбивали днища, на которых наносили надписи в честь божества.

Несложно сделать вывод, что ученые имеют дело с хорошо известными в эллинском мире культовыми ямами. Можно сделать предположение, что на Жеваховой горе располагалось большое и хорошо известное святилище, впечатляющее своими размерами. Здесь проводились обряды и возношения божеству плодородия и земледелия, а это значит Деметре. Именно культ в ее честь знаменит своими подношениями сосудов с отбитым дном или поломанными (умерщвленными) предметами. Видимо, поэтому экспедиция Э.И. Диаманта приняла культовые ямы за мусорные, не дойдя в своих поисков до нужных участков (остатков храма, жилищ для священников и жрецов).

Кроме прочего, Деметра "отвечала" в Элладе и за ремесла, чем объясняется большое количество сломанных ремесленных предметов.

В итоге ученые сделали вывод, что на Жеваховой горе в V в. до н.э. было сооружено древнегреческое общественное святилище, которое в Причерноморье чаще всего устраивалось в пограничных зонах. В те времена вдоль Хаджибейского лимана шла граница городов-соседей – Ольвии и Истрии. Жевахова гора стоит как раз на межи ольвийского полиса, обозначая его юго-западные пределы. Отсюда вполне реальной может показаться догадка о том, что на крупные празднования сюда съезжались даже жители Ольвии (может быть даже Протагор).

Обнаружили современные археологи и главную деталь культового комплекса "омфалос" - с древнегреческого "пуп земли". Нашли случайно, в момент зачистки бульдозером площадки, которая не подошла "кирпичникам" для добычи глины из-за множества домешек. Судя по масштабам объекта был сделан вывод, что этот комплекс являлся одним из центральных в системе культового святилища на Жеваховой горе. В античном мире омфал трактовался, как центр мироздания, расположенный в середине круглой ямы (так называемой «целлы»). Самый знаменитый "центр мироздания" располагался в Дельфах, и хоть он и был каменным, зато полностью схожий по форме с Одесским. Почитание «пупа земли» на «жеваховском» святилище было связано с поклонением женскому божеству, которое почитали в Элладе еще в «доолимпийские» времена.

Хотя памятник не изучен полностью, но, даже, те материалы, которые были найдены и изучены исследователями, смогли приподнять завесу прошлого и рассказать нам о древнегреческой страничке истории нашей красавицы Одессы.

Валерий Синьковский

По материалам: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5911/
http://veseliymakler.odessa.ua/libraries/author/konstantinov/es_dela_davno_minuvshih_dney.html

Наши группыvk facebook tw tube rss google1111 odniklassniki

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Видео

Популярное