Войти Регистрация

Войти

Логин
Пароль *
Запомнить меня

Зарегистрироваться

Поля отмеченные (*) обязательны
Ваше имя
Логин
Пароль *
Повторить пароль *
Email *
Повторить email *

Статьи и публикации

Клады Одесской области №4. Бородинский клад. 2 часть

Как и обещали, мы теперь более подробно остановимся на предметам Бородинского (Бессарабского) клада. Формы и узоры всех находок оказались неповторимыми, не имеющими аналогов ни в одной из известных древних культур...

Итак, в прошлой статье мы остановились на копьях, с них и начнем. Вернее - продолжим! Сложным орнаментом, состоящим из трёх зон, украшена втулка большого копья. Верхняя полоска узора представляет собой двойной зигзаг с ромбами в углах. Все копье покрывает тончайшая линия рисунка из мелких насечек вдоль всего лезвия. Втулка второго копья исполнена не столь изыскано. Узор из треугольников в виде двух золотых полосок, внутренняя часть которых создает иллюзию рельефа за счет сочетания золота и серебра. Втулка третьего копья представляет собой золотую пластину с узором в виде спирали с встроенными треугольниками. Над золотой полосой выделяется линия из треугольников, каждый из которых имеет внутри себя рисунок в виде меандра.

Копья с похожим узором не редко встречались в Приуралье, Поволжье, Сибири и Северном Кавказе. Были они найдены в богатых могильных захоронениях датируемых II тысячелетием до н. э. (XV-XVI вв. до н. э.). В археологической классификации они относятся к оружию сейминско-турбинского типа.

В схожей технике исполнен и кинжал Бородинского клада. Серебряное лезвие и рукоятка отлиты в одной литейной форме через отверстие на острие лезвия. Затем заготовка была тщательно прокована, отполирована и слегка заточена. В отверстиях рукоятки крепились декоративные панели рукоятки, которые, к сожалению, не сохранились. Предполагается, что они могли быть изготовлены из кости или дерева. Не вооруженным глазом видно, что форма микенских и бородинских кинжалов во многом идентична. Техника инкрустации, расположение и форма узоров, работа ювелира и литейщика, те же накладки в форме клинка... Встречающиеся же узоры в форме трискелей знакомы из микенских гробниц и других памятников Эгейского мира середины II тысячелетия до н. э. 

В аналогичном стиле сделана и серебряная булавка Бородинского клада. Её длина более 31 см и вес 173,5 г. Булавкой скреплялась и украшалась одежда. Шнурок, продетый в отверстие шляпки булавки, обматывал и закреплял ее в одежде. Массивность булавки, ее изысканный орнамент и дорогие материалы доказывают, что она изготавливалась как парадное украшение. Форма булавки не имеет аналогий. Однако узоры в виде лилий и спиралей вновь напоминают аналогичные рисунки в микенских захоронениях с той лишь разницей, что в булавке добавлены изображения треугольников, указывая на некоторое влияние восточных культур. 

Все три булавы Бородинского клада сделаны из белого камня тальковой породы. Они чрезвычайно изящны, хорошо отполированы и просверлены. Две булавы имеют почти шарообразные, слегка приплюснутые формы, третья же - более редкой и вычурной формы. Слегка удлиненная яйцевидная форма, из которой выступают четыре отростка в виде полусфер. Подобные формы булав довольно часто встречаются в памятниках эпохи бронзы на территориях Северного Причерноморья, Кавказа и Поволжья. Они чаще всего встречаются в богатых могильниках и усыпальницах вождей или патриархов и характерны для многих древних народов. 

Однако изюминкой Бородинского клада можно назвать четыре каменных топора. По своей изящности, совершенству форм, стройности пропорций и по тщательности обработки поверхности они не имеют себе равных среди тысяч находок.

Два топора и секира сделаны из темно-зеленого и пестрого нефрита, уступающего в прочности лишь алмазу! Не смотря на сложность в обработке, все топоры тщательно отполированный кварцевым песком. 
В заключении можно лишь сказать, что все предметы Бородинского клада представляют исключительную художественную и историческую ценность. Был он сокровищем и в те далекие времена, когда был погребен, потому что все предметы не несут следов употребления. О богатстве и могуществе человека, который ушел в могилу вместе с драгоценными предметами, мы можем только предполагать. Можно лишь с уверенностью утверждать, что его власть распространялась на множество племен и родов, о чем говорят булавы – символы власти в древности.

Сходство узоров на всех предметах говорит о том, что они были изготовлены в одно время и, возможно, одним мастером. И хотя их формы имеют сходство в изделиях культур Эгейского мира, Сибири и Восточной Европы, они являют собой смешение южных, западных и восточных влияний, которые творчески слились в единый стиль местных мастеров. В настоящее время на клад можно полюбоваться в Историческом музее, расположенном на Красной площади в Москве.

Валерий Синьковский, по материлам сайта http://za-babki.ru

Наши группыvk facebook tw tube rss google1111 odniklassniki

Внимание!!! Файл sape.php не обнаружен. Проверьте правильность установки кода Sape.

Видео

Популярное